ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2[1]А-1588/2021 от 19.10.2021 Бугурусланского районного суда (Оренбургская область)

Гр.д.№ 2(1)а -1588/2021

56RS0007-01-2021-002843-64

Решение

Именем Российской Федерации

19 октября 2021 года г.Бугуруслан

Бугурусланский районный суд Оренбургской области

в составе председательствующего судьи Р.Ю.Афонькина,

при секретаре Селивановой Е.П.,

с участием представителя административного истца помощника Бугурусланского межрайонного прокурора Ивановой Светланы Владимировны,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Бугурусланского межрайонного прокурора в интересах Российской Федерации и неопределенного круга лиц о признании информации распространяемой посредством сети «Интернет», информацией, распространение которой в Российской Федерации запрещено,

установил:

Бугурусланский межрайонный прокурор в интересах Российской Федерации и неопределенного круга лиц обратился в суд с административным иском, указывая на то, что Бугурусланской межрайонной прокуратурой проведен мониторинг общедоступной сети Интернет, в результате которого установлено, что в свободном доступе в сети Интернет по ссылкам:

https://mipped.com/f/threads/kak-vyvesti-dengi-s-pushkinskoi-karty-sliv-bez-xajda.166059/

https://mipped.com/f/threads/pokupaem-bilety-na-koncerty-s-pomoschju-pushkinskoj-karty.165712/

https://lolz.guru/threads/2931113/https://lolz.guru/threads/2919940/

размещена информация, пропагандирующая способы получения наличных денежных средств, находящихся на «Пушкинской карте», а также способы приобретения билетов на мероприятия, непредусмотренные перечнем мероприятий, включенных в программу «Пушкинская карта».

Указанная информация, адресованная к неопределенному кругу лиц, может способствовать совершению правонарушений и преступлений. Размещенный на страницах указанных сайтов материал направлен на неограниченный круг лиц, в обход установленным законодательством требованиям.

Просил признать информацию, размещенную на сайтах:

https://mipped.com/f/threads/kak-vyvesti-dengi-s-pushkinskoi-karty-sliv-bez-xajda.166059/

https://mipped.com/f/threads/pokupaem-bilety-na-koncerty-s-pomoschju-pushkinskoj-karty.165712/

https://lolz.guru/threads/2931113/https://lolz.guru/threads/2919940/

информацией, распространение которой в Российской Федерации запрещено.

Вступившее в законную силу решение суда направить в Федеральную службу по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций для включения указателей страницы сайта в сети Интернет в Единый реестр доменных имен указателей страниц сайтов в информационно-телекоммуникационной сети Интернет и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в информационно-телекоммуникационной сети Интернет, содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено.

В судебном заседании представитель административного истца помощник Бугурусланского межрайонного прокурора Иванова С.В. административный иск уточнила и просила суд признать информацию, размещенную на сайтах:

https://mipped.com/f/threads/kak-vyvesti-dengi-s-pushkinskoi-karty-sliv-bez-xajda.166059/

https://mipped.com/f/threads/pokupaem-bilety-na-koncerty-s-pomoschju-pushkinskoj-karty.165712/

https://lolz.guru/threads/2919940/

информацией, распространение которой в Российской Федерации запрещено, остальные требования поддержала.

Представитель заинтересованного лица Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационной технологии и массовых коммуникаций в судебное заседание не явился, о времени и месте его проведения извещен надлежащим образом, в представленном письменном отзыве ходатайствовал о рассмотрении дела в его отсутствие.

Суд в соответствии со ст. 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации считает возможным рассмотреть дело в отсутствие представителя заинтересованного лица.

Заслушав представителя административного истца, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.

Бугурусланской межрайонной прокуратурой проведен мониторинг сети Интернет.

В рамках мониторинга установлено, что в свободном доступе в сети Интернет по ссылкам:

https://mipped.com/f/threads/kak-vyvesti-dengi-s-pushkinskoi-karty-sliv-bez-xajda.166059/

https://mipped.com/f/threads/pokupaem-bilety-na-koncerty-s-pomoschju-pushkinskoj-karty.165712/

https://lolz.guru/threads/2919940/

размещена информация, пропагандирующая способы получения наличных денежных средств, находящихся на «Пушкинской карте», а также способы приобретения билетов на мероприятия, непредусмотренные перечнем мероприятий, включенных в программу «Пушкинская карта».

Согласно положениям ст.7 Конституции Российской Федерации Российская Федерация – социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека.

В соответствии со. 12 Гражданского кодекса РФ способами защиты гражданских прав в частности, являются пресечение действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения.

В Российской Федерации охраняются труд и здоровье людей, устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты.

В соответствии с п. 2 ст. 44 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на участие в культурной жизни и пользование учреждениями культуры, на доступ к культурным ценностям.

Постановлением Правительства РФ от 08.09.2021 № 1521 «О социальной поддержке молодежи в возрасте от 14 до 22 лет для повышения доступности организаций культуры» утверждены «Правила реализации мер по социальной поддержке молодежи в возрасте от 14 до 22 лет для повышения доступности организаций культуры» (далее - Правила реализации мер по социальной поддержке молодежи).

Согласно п. 3 Правил реализации мер по социальной поддержке молодежи даны определения следующим понятиям:

«карта» - предоплаченная банковская карта «Пушкинская карта», выпущенная оператором на имя гражданина с лимитом средств в 2021 году 3 тыс. рублей, с 2022 года - 5 тыс. рублей. Срок начала действия карты отсчитывается со дня достижения гражданином 14 лет и завершается по истечении 12 месяцев со дня достижения гражданином 22 лет;

«лимит карты» - объем финансовых средств, доступный гражданину для покупки билетов;

«мероприятие» - мероприятие, проводимое организацией культуры, включенное на основании решения экспертного совета в реестр мероприятий программы «Пушкинская карта» для его посещения гражданами;

«оператор» - отбираемое в соответствии с законодательством Российской Федерации юридическое лицо, обеспечивающее организационно-технологическую возможность оплаты билетов на посещение мероприятий с использованием карты;

«реестр мероприятий» - перечень мероприятий, включенных в программу «Пушкинская карта» на основании решения экспертного совета. Реестр мероприятий ведется в электронном виде и размещается на платформе «РRO.Культура.РФ» Федеральным органом исполнительной власти.

Согласно п. 5 Правил Министерство культуры Российской Федерации в рамках реализации программы «Пушкинская карта» осуществляет общую координацию реализации программы «Пушкинская карта», в том числе обеспечивает процесс отбора и включения организаций культуры и мероприятий в реестр организаций культуры и реестр мероприятий.

Согласно п. 13 Правил участниками программы «Пушкинская карта» (за исключением граждан) осуществляются обработка, хранение и использование персональных данных гражданина. Доступ к указанным данным и их защита осуществляются с соблюдением требований, установленных законодательством Российской Федерации об информации, информационных технологиях и о защите информации и законодательством Российской Федерации в области персональных данных.

В соответствии с п. 27 Правил при посещении мероприятий для подтверждения личности гражданин предъявляет основной документ, удостоверяющий личность гражданина Российской Федерации, или необходимые сведения из основного документа, удостоверяющего личность гражданина Российской Федерации, и фотографическое изображение лица гражданина посредством мобильного приложения.

В соответствии с п. 31 Правил условиями прекращения участия граждан в программе «Пушкинская карта» являются: истечение 12 месяцев со дня достижения гражданином 22 лет; прекращение гражданства Российской Федерации; двукратная попытка гражданина передачи карты или именного билета третьим лицам.

В соответствии с п. 32 Правил участие организаций культуры и билетных операторов (агрегаторов) в программе «Пушкинская карта» приостанавливается (устройство терминального доступа исключается из единого списка устройств терминального доступа на платформе «РRO.Культура.РФ») в случае нарушения организацией культуры, билетным оператором (агрегатором) настоящих Правил до устранения причин, послуживших основанием для приостановления участия в программе «Пушкинская карта».

В случае реализации в соответствии с настоящими Правилами организацией культуры и (или) билетным оператором (агрегатором) билетов на мероприятие, не включенное в реестр мероприятий, или в случае совершения посредством устройства терминального доступа, зарегистрированного на платформе «РRO.Культура.РФ», иных операций, не предусмотренных настоящими Правилами, помимо приостановления участия в программе «Пушкинская карта», предусмотренного абзацем первым настоящего пункта, указанные организация культуры и (или) билетный оператор (агрегатор) возмещают оператору понесенные расходы по его требованию, представленному в соответствии с соглашениями, указанными в абзаце седьмом пункта 9 настоящих Правил.

Пунктом 33 правил определено, что ответственность за нарушение требований, предусмотренных настоящими Правилами, устанавливается в соответствии с законодательством Российской Федерации и соглашениями, заключенными организациями культуры и билетными операторами (агрегаторами) с оператором в целях соблюдения положений, установленных настоящими Правилами.

Между тем, на страницах, расположенных в информационно-телекоммуникационной сети Интернет по адресам:

https://mipped.com/f/threads/kak-vyvesti-dengi-s-pushkinskoi-karty-sliv-bez-xajda.166059/

https://mipped.com/f/threads/pokupaem-bilety-na-koncerty-s-pomoschju-pushkinskoj-karty.165712/

https://lolz.guru/threads/2919940/

распространяется запрещенная информация, адресованная к неопределенному кругу лиц, которая может способствовать совершению правонарушений и преступлений.

Согласно п. 1 ст. 10 Федерального закона РФ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» в Российской Федерации распространение информации осуществляется свободно при соблюдении требований, установленных федеральным законодательством.

Пунктом 6 статьи 10 Федерального закона РФ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» запрещено распространение информации, влекущей уголовную или административную ответственность.

Частями 1, 2, 3 и 5 ст. 15.1 Федерального закона РФ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» в целях ограничения доступа к сайтам в сети «Интернет», содержащим информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено, создается единая автоматизированная информационная система «Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в РФ запрещено. В реестр включаются: 1) доменные имена и (или) указатели страниц сайтов в сети «Интернет», содержащих информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено; 2) сетевые адреса, позволяющие идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено. Создание, формирование и ведение реестра осуществляются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере средств массовой информации, массовых коммуникаций, информационных технологий и связи, в порядке, установленном Правительством РФ.

Основанием для включения в реестр сведений, указанных в п. 2 ч. 5 ст. 15.1 Федерального закона «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» является, в том числе, вступившее в законную силу решение суда о признании информации, распространяемой посредством сети «Интернет», информацией, распространение которой в Российской Федерации запрещено.

В соответствии с п. 5.1.7 Положения о Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 16.03.2009 № 228 Федеральная служба по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций осуществляет государственный контроль и надзор в сфере информационных технологий создание, формирование и ведение единой автоматизированной информационной системы «Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено».

Таким образом, законодателем прямо предусмотрена возможность в судебном порядке признать информацию, распространяемой посредством сети «Интернет», информацией, распространение которой в Российской Федерации запрещено.

Кодексом об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность за мелкое хищение чужого имущества стоимостью не более двух тысяч пятисот рублей (ст. 7.27 КоАП РФ). Кроме того, Уголовным кодексом Российской Федерации предусмотрена уголовная ответственность за тайное хищение чужого имущества (ст. 158 УК РФ), а также хищение чужого имущества или приобретение права на чужое имущество путем обмана или злоупотребления доверием (ст. 159 УК РФ), мошенничество с использованием электронных средств платежа (ст. 159.3 УК РФ).

В соответствии с ч. 1 ст. 4 Федерального закона от 24.07.1998 № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» целями государственной политики в интересах детей являются: содействие физическому, интеллектуальному, психическому, духовному и нравственному развитию детей, воспитанию в них патриотизма и гражданственности, а также реализации личности ребенка в интересах общества и в соответствии с не противоречащими Конституции Российской Федерации и федеральному законодательству традициями народов Российской Федерации, достижениями российской и мировой культуры; защита детей от факторов, негативно влияющих на их физическое, интеллектуальное, психическое, духовное и нравственное развитие.

Согласно ч.1 ст. 14 Федерального закона «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» органы государственной власти Российской Федерации принимают меры по защите ребенка от информации, пропаганды и агитации, наносящих вред его здоровью, нравственному и духовному развитию.

Вход на указанные сайты свободный, не требует предварительной регистрации и пароля, не содержит ограничений к доступу по кругу лиц, по ознакомлению с содержанием сайта, по копированию материалов в электронном варианте.

Соответственно, размещенный на страницах указанных сайтов материал направлен на неограниченный круг лиц, в обход установленным законодательством требованиям.

Таким образом, судебное решение о признании информации размещенной на указанном сайте запрещенной к распространению позволит заблокировать доступ к запрещенной информации на территории всей Российской Федерации.

По состоянию на 24.09.2021 года указанные интернет-страницы в «Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено» не включены.

В связи с чем, в целях восстановления нарушенных прав граждан и во исполнение действующего законодательства, вышеуказанная информация должна быть запрещена к распространению на территории Российской Федерации.

В соответствии со ст. 39 КАС РФ прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.

В данном случае прокурор обращается с заявлением о признании информации, запрещенной к распространению на территории Российской Федерации, выступая в интересах неопределенного круга лиц и Российской Федерации, в целях защиты основ конституционного строя и нравственности, защиты прав и законных интересов других лиц, а также охраняемых интересов общества и государства в целом.

В соответствии с ч.4 ст.265.5 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации решение суда об удовлетворении административного искового заявления о признании информации запрещенной подлежит немедленному исполнению.

Руководствуясь ст.ст. 178–180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

решил:

Административное исковое заявление Бугурусланского межрайонного прокурора в интересах Российской Федерации и неопределенного круга лиц о признании информации распространяемой посредством сети «Интернет», информацией, распространение которой в Российской Федерации запрещено – удовлетворить.

Признать информацию, размещенную на сайтах:

https://mipped.com/f/threads/kak-vyvesti-dengi-s-pushkinskoi-karty-sliv-bez-xajda.166059/

https://mipped.com/f/threads/pokupaem-bilety-na-koncerty-s-pomoschju-pushkinskoj-karty.165712/

https://lolz.guru/threads/2919940/

информацией, распространение которой в Российской Федерации запрещено.

Вступившее в законную силу решение суда направить в Федеральную службу по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций для включения указателей страницы сайта в сети Интернет в Единый реестр доменных имен указателей страниц сайтов в информационно-телекоммуникационной сети Интернет и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в информационно-телекоммуникационной сети Интернет, содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено.

Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по административным делам Оренбургского областного суда путем подачи апелляционной жалобы через Бугурусланский районный суд в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме, однако подлежит немедленному исполнению.

Судья Р.Ю.Афонькин

Текст мотивированного решения изготовлен 22 октября 2021 года.